-Первая у меня, ну как это, представлялка, по большому счёту. Что я буду писать? Сейчас, секунду. (На Лебедеве, как у нас идёт- не расслышала!) Я даже без этого, без учёной степени, без кандидата, научный сотрудник в «Лаборатории новых материалов для ИК-ФОТОНИКИ», правильно? Или как? Тебя тетрануть.
Н.-Ну, можно, да, наверное, так. Ну, в принципе, кандидат я, но…
-Если у меня просто будут такие, как короткие, то если что, я оставлю, конечно. Нормально, да, всё? Научный сотрудник? Без этих, высококвалифицированные, это, ну, не нужно. Ладно, хорошо. Сколько лет в ты ФИАНe?
Н.-Я, может быть, старше научный сотрудник, если прям важно… Точность.
-Ну да, я откину высококвалифицированное, это наше внутреннее, естественно. Не, ну там может быть так. Для чего вообще это все? Для чего такая версия сайта? Ну, чтобы внимание аспирантов привлекать, чтобы все приходили на кафедру квантовой радиофизики. Сколько лет ты в ФИАН?
Н.-.Я в ФИАНе работаю с 200…шестого, по-моему, года. То есть это получается 18 лет. Я сюда пришел делать бакалаврскую работу. Тоже как раз на кафедру квантовой радиофизики. В физтехе, получается, учился.
-.Да, вот ты как в следующий там как попал в физический институт, вопрос. Ну вот историю, да, расскажи. Значит, у тебя МФТИ, правильно?
Н.- Да. Я поступал в МФТИ как олимпиадник. По Олимпиаде Всероссийской у меня были полные баллы, я вот выбирал, куда пойти.
-Какой ВУЗ выбрать?
Н.- ВУЗ я уже давно выбрал, что я хочу пойти на физтех. Выбирал в первую
очередь факультет и там кафедры на факультете. Тоже факультет, в общем ФОПФ всегда славился лучшей подготовкой в общей прикладной физике. Поэтому я туда и пошел.
-. А что значит самая лучшая подготовка? На твой взгляд?
Н-. Просто считалось, что там как раз лучше всего и обучение, и студенты тоже туда идут в основном как раз после Олимпиад и международных, и всероссийских. Вот туда олимпиадники в основном и хотят пойти. Действительно, потом если посмотреть, то когда делали общий срез по всему физтеху каких-нибудь контрольных, экзамены какие-то были, то действительно было видно, что ФОПФ лучше в среднем выполнял эти задания, так что, видимо, это было правильное впечатление. И выбирая просто уже на ФОПФе кафедры, там, почитав про них как раз на каких-то, видимо, подобных сайтах, я решил, что как раз квантовая радиофизика, которая является по сути оптической наукой, что тогда этим было бы интересно заниматься.
-В каком году ты поступил?
Н-.Я поступил в 2002.
— Физтех?
Н.-Да, на физтех. Сразу шел на кафедру квантовой радиофизики, там какие-то лабораторные были обычные, но сюда уже попал в 2006 году, устроился…
-Ну как аспирант, да?
Н.-Нет, это как бакалавр.
— Как бакалавр.
Н-. Делал бакалаврский диплом…
-Ну первый что ли день, когда ты вообще очутился в ФИАН, или во время учебы в физтехе ты сюда ездил? Семинары там, может быть, какие-то?
Н. -Мы сюда ездили на учёбу, ну, семинары обычные были, потом какие-то, наверное, были экскурсии, но я, если честно, плохо это помню.
-А уже как в качестве бакалавра, когда ты здесь очутился, всё-таки уже как бакалавр?
Николаев.- В качестве бакалавра…
-Какие у тебя там вообще… эмоции или просто там чувства, воспоминания, что там яркое самое было? Первые такие яркие.
Николаев.- Первые яркие впечатления?
Сложно сказать. Как-то… Я на самом деле попал… У меня был руководитель бакалаврской работы, не Кривобок.
— А, да, кстати, вот про руководство.
Николаев.- Да, изначально у меня бакалаврскую работу- у меня руководил Масалов. И это была как раз оптическая лаборатория с… как это правильно называется… мы пытались делать измеритель длины волн на основе акусто-
оптического модулятора .То есть прибор, который бы мог мерить длину волны лазерного излучения монохроматического. Там были получены какие-то результаты, но деятельность как-то не очень пошла.
-Вот именно это направление, да?
Николаев.Ну, я не знаю. Наверное, не надо всякие неприятные моменты
рассказывать.
-Сейчас ты можешь что угодно сказать, мы потом с тобой скорректируем.
Николаев.В общем, не знаю.
-Поступил и вот такая была работа.
Николаев.-И потом у этого же Масалова был аспирант, по-моему, который меня познакомил со своим одногруппником Кривобоком и на уже магистрскую, магистрский диплом я ушел в лабораторию, это называлось…Низкоразмерных системы и структур. « Лаборатория физики низкоразмерных систем и структур»-.
ЛФНСС.
-Низкоразмерных систем и структур?
Николаев.-Систем и структур…
— Хорошо.
Николаев-Вот. Это вот там, где как раз работал Кривобок, Багаев Виктор Сергеевич. И с ним я уже занимался своей магистрской диссертацией. Она была посвящена исследования многочастичных эффектов в кремний-германиевых квантовых ямах.
-Чем ты сейчас занимаешься? Даже не то чтобы сейчас, а вообще чем ты занимаешься в физическом институте? Давай так, не сильно ввали прямо так в науку, но и не для детей, потенциально все-таки для аспирантов. Я имею ввиду по степени сложности, когда ты сейчас будешь это говорить, ну так
среднего выдерживай, пожалуйста. Вообще, в принципе, чем ты занимаешься?
Николаев-В общем, я занимаюсь физикой твердого тела. И эта деятельность, ну, наверное, несколько областей связанных с физикой твердого тела. Это, в первую очередь, лаборатория новых материалов для ИК-ФОТОНИКИ. Она связана с ростом гетероструктур А3Б5 для инфракрасных приборов. Соединение алюминий, индий-сурьма, галий-сурьма, сверхрешетки на основе соединения А3Б5 с сурьмой.
Не знаю, может я потом нормально напишу какое-то предложение по этому поводу.
-Может быть. У меня следующее, чтобы просто понимал, вообще чем ты занимаешься и какой сейчас, то есть ты так тоже можешь перейти, перетекаем, главное у второго, какой сейчас проект или там направление конкретно?.Ну, сейчас это может быть и последние полгода, ты понимаешь, да?
Николаев.-Нет, ну вот у нас есть достаточно долгий проект, это молекулярно-пучковая эпитаксия вот этих структур 3В5.
-Для чего это? Это… .Может быть, или уже известно, подо что это?
Николаев.-В принципе, это направление связано с созданием детекторов инфракрасного излучения.
-Так, сейчас нам нужно это тоньше тут, да, как-то потенциально со всеми этими темами, да?
Николаев- Наверное, рассказывать подробно, кто, куда их ставит.
-Гражданское что-нибудь применение может? Или мы просто тогда про инфракрасное применение на этом остановимся? Я понял, гражданка….
Николаев- На самом деле приборы такие, они могут там использоваться и там в каких-нибудь детекторах, там не знаю газов, там еще чем, какие-то разные направления есть, но на самом деле все равно основной заказчик…
-Кривобока…
Николаев- Второе направление связано с исследованием, продолжение тематики кремний-германий, который занимался в магистратуре. Это тоже
спектроскопия низкоразмерных систем, твердотельных, в слоистых полупроводниках. Это тоже некоторое развитие полупроводниковой спектроскопии оптической. Это оптическая спектроскопия объемных полупроводников и низкоразмерных систем. Это слоистые полупроводники,например, MOS-2, вольфрам-силен 2, STANNUM-S2. Исследование экситонных эффектов в этих материалах, исследование дефектов. И сейчас…новое направление для меня это использование спектроскопии второй гармоники тоже для исследования твердотельных таких объектов.
-Потенциально это все для чего нам может пригодиться?
Николаев-Вторая гармоника в первую очередь это фундаментальное исследование, потому что она позволяет дополнить методику спектроскопии фотолюминесценции. Фотолюминесценция чувствительна, в первую очередь, к низколежащим энергетическим состояниям, потому что туда сваливают, ну, остывают, когда носители заряда, они в основное состояние попадают. И мы, в первую очередь, его видим, фотолюминесценции. А вторая
гармоника, позволяет посмотреть и более высоколежащее состояние. Какие-то возбужденные состояния в полупроводниках тоже можно исследовать.
-Это фундамент?
Николаев- Да, это фундаментальное.
-А приклада?
Николаев-Приклад связан с тем, что вторая гармоника для центрально-симметричных кристаллов запрещена по правилам отбора. Не может симметричный кристалл генерировать вторую гармонику.
-Что вообще такое вторая гармоника, простыми словами?
Николаев-Вторая гармоника это нелинейный оптический эффект, который наблюдается при воздействии мощного лазерного излучения,
когда из двух квантов света с одной частотой генерируется квант света с удвоенной частотой- это называется вторая гармоника.
-Симметричный?
Николаев- И если кристалл симметричен, то для него просто из геометрических соображений генерация второй гармоники запрещена. Она не
должна наблюдаться. Но, если в этом кристалле есть граница, если в нем есть дефекты. Эти дефекты…
-А граница- это что такое в кристалле?
Николаев- Ну, край просто.
-А, это самая физическая граница. Всё, я понял. Или дефекты.
Николаев- Да. То эта симметрия инверсии, она нарушается, и вторая гармоника может генерироваться. Поэтому вторая гармоника может использоваться для картирования, например, и поиска дефектов в кристаллах, которых изначально вторая гармоника не наблюдается. Можно исследовать
дефекты какие-то протяженные, потому что на этом протяженном дефекте тоже может наблюдаться нарушение симметрии и генерация второй гармоники вблизи этого дефекта.
-А до этого не работало, да? Нельзя было проверить скрытые дефекты потенциальные, да?
Николаев- Ну, их можно тоже видеть, но далеко не всегда, то есть с помощью люминесценции тоже можно изучать дефекты. И мы тоже это в лаборатории делаем, но не я на самом деле, а коллеги. В(Кадметеллуре- не расслышала!), например, тоже исследуют коллеги излучение связано с дислокациями, но не во всех материалах дислокации обладают излучающим состоянием.
-А твой метод?
Николаев- А вторая гармоника не требует, чтобы было именно
излучающее состояние. Оно может не излучать. Оно может, например, слишком быстро релаксировать. Или оно может находиться в… состояние может находиться внутри зоны проводимости, например. Оно… в нормальной ситуации, оно будет всегда релаксировать в более низколежащее состояние. А
вторая гармоника может всё равно такие состояния чувствовать, если они как раз связаны с нарушением симметрии.
-Скажи, пожалуйста, проверка столь подробная на дефекты кристаллов, это вообще про что? Это потенциально про процессор или вообще? Ну, это кристаллы компьютерных? Компьютерная вся история?
Николаев- Думаю, что нет. Я подозреваю, что кристаллы, которые кремниевые для процессоров, намного проще… Ну, то есть, их сейчас получают уже достаточно качественные, в принципе. И искать дислокации в таких кристаллах, но обычно их используют другие методики, типа, там, растравливания этих дислокаций. Не думаю, что… Ну и в основном выбираются просто пластины бездефектные.
Не думаю, что нам принципиально в таких кристаллах искать.
— Где? Ничего.
Николаев- Подозреваю, что можно подобные методики использовать для каких-то менее хорошо изученных кристаллов, которые сложнее получать, и можно как раз обеспечивать такое картирование этих дефектов.
-Я понял, но еще бы этого не столь массово получалось.
Николаев- Ну, думаю, что да, но пока… Вот мне сложно сказать на самом деле.
-Хорошо, но мы уже так это, да, сильно погрузились совсем. Так, я немножко дальше пойду. Ну, не я, мы с тобой. Так. Сейчас вообще сильно махнем назад, до физитеха. Как ты в физике -то оказался ? То есть, наверное, это может быть про совсем юные годы.
Николаев- В физике, на самом деле, я оказался более-менее случайно.
-И когда вообще, с какого возраста или класса, допустим, если это школа, ты
можешь сказать, что физика уже постоянно начала в твоей жизни присутствовать?
Николаев- Наверное, заметное увлечение физикой началось в восьмом классе, когда проходили олимпиады, школьные, районные. И я в первую очередь участвовал в олимпиаде по математике, но и по физике тоже. И так получилось, что мой одноклассник, он победил в олимпиаде по математике, и пошел
дальше на областную олимпиаду по математике он. А по физике, по-моему, тоже он победил, но он решил пойти в математику, а я второе место по физике занял, и поэтому я пошел дальше на областную олимпиаду по физике.
-Так, интересно.
Николаев- Я занял уже первое место на областной олимпиаде по физике. И после этого моя учительница, школьная, она решила взяться за меня и подготовить к следующим олимпиадам. На самом деле даже выяснилось, что учительница в школе в Брянске, Татьяна Анатольевна Корецкая, выяснилось, что другой победитель областной олимпиады по физике из нашего же лицея не поехал на олимпиаду, потому что он в 11 классе готовился к экзаменам, у него были другие
планы. И каким-то образом моя учительница, я не знаю как, она протолкнула идею, чтобы взять меня на олимпиаду по физике зональную, тогда так называлось, перед Российской Олимпиадой, перед Всероссийской
Олимпиадой. Эта олимпиада на самом деле проходит только для 9-х, 10-х, 11-х классов. И я в итоге в восьмом классе поехал на зональную олимпиаду за девятый класс. Для этого пришлось подготовиться основательно. То есть у меня там было пара месяцев очень интенсивного изучения физики восьмого и начала девятого класса. Вот, и я с тех пор, значит, постоянно ездил дальше на все Олимпиады, там, зональные, всероссийские… и после такого участия во всех этих Олимпиадах, в общем, уже выбор был более-менее понятен.
— Уже был сделан выбор, можно сказать, да.
Николаев-Ну, это такая интересная история.
-Да, здорово. Какие достижения, чисто научные ,в науке для тебя самые примечательные? Может быть достижения лаборатории, может быть достижения в той сфере физики, в которой ты работаешь. Ну то есть мы там не про ретроспективу 50-летней давности, а Нобелевских премий по физике, наверное, говорим. Может быть современные?
Николаев- Вообще, в смысле, в физике, да?
-Да, да, да. Давайте в твоей физике, так скажем, да? Не про теоретиков сейчас будем говорить.
Николаев- Не знаю, мне что-то сложно так…
-Хорошо.
Николаев-….что-то конкретное называть.
-Не проблема. Такой вопрос у меня сформулирован про преподавание.
Читаешь ли ты лекции? Выступаешь ли ты как научный руководитель? Может быть какие-то семинары ты проводил, проводишь там на постоянной основе или куда-то тебя приглашали? Что-то вот такое прообразовательное и деятельность.
Николаев- Я руковожу работой студентов и аспирантов, не знаю, сложно сказать.
-Студентов физтеховских? Все рассказывай, я ничего не знаю.
Николаев- Да, значит, сейчас руковожу работой одного аспиранта как раз физтеха. Студенты из разных есть вузов, это физтех , МИФИ были студенты, МГУ, аспиранты из МГУ на самом деле тоже были. Сейчас студентов физтеха у меня нет, но в принципе я все студенты разных вузов тоже руковожу.
— А это в каком формате? Где это? Это какая-то группа у тебя?
Николаев- Нет, они просто из разных вузов приходят, им надо делать работу бакалаврскую, магистрскую. И вот этой работой руковожу. То есть надо ставить какие-то задачи, корректировать их. научную деятельность, проверять насколько они…
-Ну корректор, конечно, как научный руководитель?
Николаев- Да, да, да.
-Это какие курсы?
Николаев- Обычно приходят с четвёртого, ну вот с четвёртого по шестой и все. Кроме руководства студентами, я читал лекции для аспирантов ФИАНа, не очень много, но читал. Какой-то больше преподавательской деятельности, нет больше ничего. Ну то есть, курсы, лекции, там каких-то этого нет.
— Любопытно это, с молодыми?
-Интересно? Вот чем тебя цепляет это, если цепляет? Ты время сколько на это тратишь вообще, в конце концов, правильно у тебя там?
Николаев- На самом деле, ну…По-серьезному, это, конечно, достаточно сложная деятельность, потому что, чтобы студент приносил какую-то пользу для лаборатории, нужно сначала достаточно сил потратить на его и
образование, и включение в деятельность. Просто экспериментальная установка — это всегда необходимо показать, как с этой установкой работать. В этом смысле затраченные усилия не всегда могут приводить к мгновенным результатам, но когда получается вывести человека на такой уровень, когда он может самостоятельно проводить уже научные исследования, это и приятно. Ну, звучит это пафосно, конечно, но приятно, что вот с помощью твоих усилий, в частности, человек, значит, может теперь сам заниматься наукой, и это,
конечно, очень удобно в плане самой научной деятельности, потому что можно большую часть функций передать какому-то другому человеку, он будет заниматься чем-то, ну, какими-то задачами параллельно, и не надо все делать самому.
-Логично и справедливо, так скажем, на самом деле это получается. Может быть ты у тебя какие-нибудь про студентов, про установку экспериментальную начал рассказывать, какие-то истории там есть, я не знаю, что-то смешное, что-то интересное. Или в качестве примера, может быть, какой-то случай интересный?
Николаев- Не знаю, сложно так сказать. На самом деле просто
длинные истории про то, как студент ходит,
-.Нет, я про что-то такое, конечно, интересное. Может быть, кто-то, например, понял, и навсегда покончил с физикой. Такое бывало, нет? Просто сначала все теория идет, а когда сюда люди приходят, тут же уже вот то, о чем они слышали на лекциях, и не только, читали книги. А здесь уже то самое, о чем они читали. Это я в качестве примера сказал. Расскажи лучше о своих, непосредственно о своих заслугах. Я не знаю, это могут быть конкурсы какие-нибудь, гранты, премии или, это я так заслугами назвал, может быть приглашение куда-то. Это уже про тебя, и только про тебя, про то, как вот.. Повторюсь, конкурсы, гранты это могут быть, премии там.
Николаев -В ФИАНе есть такая премия Вавилова, которую молодым учёным вручают. У меня есть такая молодёжная премия Вавилова.
-В каком году?
Николаев- Ох, надо посмотреть. Не помню. 2008 может быть. Давно. Я, в общем, уже не такой молодой. Значит…Я являлся и являюсь руководителем грантов и РФФИ, и РНФ. По-моему, два президентских гранта, по-моему, тоже у меня были. —За что президентские гранты и РНФ?
Николаев-Это все научные гранты. Гранты на проведение научных исследований. Сейчас есть просто президентская.
-А, это Вавиловская идет там с подробностями у нас, да? А они там просто непосредственно на научную деятельность.
Николаев.Да, ну то есть… Премия Вавилова – это за серию работ.
-За конкретику уже, постфактум.
Николаев- Да, постфактум была выдана ФИАН. А гранты РНФ и РФФИ – они просто на непосредственно проведение научной деятельности. Они не за заслуги какие-то великие.
-Ну это хорошее, я так понимаю, что, ну и в том числе и в первую очередь, наверное, финансовое подспорье. Премии же.
Николаев -Сейчас что?
-Ну я имею ввиду, я так говорю, это финансовая поддержка, правильно?
Николаев.-Гранты?
-Да, РНФ и там премии правительства. А на что уходят вот эти, чуть неожиданный такой вопрос? Как ты, по крайней мере, распорядился этими
премиями? Новые люди или оборудование? Ты можешь подумать и сказать, что ты хочешь, если не хочешь, ничего не сказать. Просто стало интересно. Вот получил человек премию.
Николаев — Вавиловская премия?
-Нет, я не про Вавиловскую. Нет, я про РНФ.
Николаев- Они выдаются на целевые работы. Это ..То есть, допустим, я заявляю, что я хочу исследовать какой-то эффект там, в Кремниевой- германики, в кладовых ямах или в слоистых полупроводниках. Мне для этих исследований
нужно оборудование, расходные материалы типа криогенной жидкости. Мне нужны материалы типа тех же самых этих слоистых полупроводников. Это…
Значит, на это нужны деньги и нужны деньги на поддержку молодежи в плане зарплаты. В общем, мне, наверное, уже особо… достаточно большая и так зарплата, а для студенчества обычно у них меньше бабок, поэтому надо им тоже платить за работу, чтобы не разбегались.
-Это хорошая, ну, поддержка, серьезная? Помогает ли она действительно, может быть, быстрее достигать каких-то результатов по исследованиям?
Я имею ввиду гранты и премии, не Вавиловские, а чужие. Без них же тоже можно работать,наверное?
Николаев.-Без грантов работать намного сложнее, потому что удерживать студентов на полставки лаборанта, это слишком маленькая зарплата, чтобы их стимулировать продолжать свою трудовую деятельность. Поэтому деньги в массе своей, большая часть уходит на стимулирование молодежи.
— У тебя тут много довольно премий, смотри. Это за счет чего?
Это конкурсная какая-то штука, правильно?
Николаев-Это конкурсы, но это получается с..Какого года я начал преподавать? С 2008, наверное, с 2009. Уже, по-моему, я аспирантом подавал какие-то заявки.
-То есть, ты опытный в этом плане?
Николаев.- Да, у меня опыта написания заявок достаточно много. И вот за это время, ну не всегда получаем, но периодически что-то перепадает.
-Не просто же так, как ты понимаешь, вот эти интервью короткие наши будут в разделе работы на сайте. Это все для привлечения. А кто скрывает, что деньги определяющий фактор-то? Бедным студентам, как говорится. Надо же, правильно? Чтобы у них это было свободное время, уходили не на заработки, а на науку, по большому счету, на нашей кафедре.
Николаев- Сейчас, конечно, с получением грантов РНФ существенно сложнее стала ситуация. У нас, наверное, можно не писать, это будет… И так вообще, с последнего конкурса, по-моему, одна заявка прошла со всего ФИАНа.
— Я знаю там эту ситуацию.
Николаев- Тяжело.
— Да. Так, хорошо. Что-то еще, может быть, про заслуги персональные твои? Приглашали, может быть, тебя куда-то?
Николаев- Нет, ну можно написать, на самом деле, что, получается, это полтора года назад под моим руководством была как раз создана эта лаборатория новых материалов для ИК-ФОТОНИКИ. Это конкурс, получается, это госзадание. То есть некий конкурс, который проводился на создание этих молодежных лабораторий. И вот, получается, эта лаборатория прошла.
-Так, это у нас середина 22-го?
Николаев- Ну, создана она была в октябре, по-моему, 22-го.
-Ну, 22-й?
Николаев-Ну, в общем, да, 22-й год, да.
-Так, и ты зав. лаборатории?
Николаев- Ну, я руководитель.
-Руководитель?
Николаев-Да. Руководитель лаборатории, у тебя своя лаборатория.
— Сколько у тебя сотрудников?
Николаев-Посчитать бы.
— Посчитай.
Николаев-Так. Но вообще должно быть что-то типа 14-15. 14-15 сотрудников.
— А сколько из них, есть ли из них студенты, аспиранты, есть ли есть?
-Примерно тоже.
Николаев- Студентов, по-моему, не очень много. Ну что, понимаешь, что у тебя в лаборатории не только уже ученые такие прогорклые все, и куда даже попасть, нет.
Николаев- Студентов, по-моему… Нет, там молодежная лаборатория. Там, по-моему, студентов то ли два, то ли три.
-Значит, большая часть студентов, которые вот приходили в лабораторию, они сейчас аспиранты этой же самой лаборатории?
То есть аспирантов там сейчас человек пять, наверное, в этой лаборатории.
Да. и по-моему среди всех сотрудников там не знаю, молодежи процентов 80, наверное.
-80?
Николаев- Ну так молодежь мерить, ну то есть вот я молодежь или нет? Если я молодежь, то там, наверное, все кроме Кривобока молодежь.
-Отлично, да-да-да.
Николаев-Ну, в общем, можно считать, что там 80% молодежи.
-Давай, немножко сейчас это так надо, что называется, на выдохе-то, да? Расскажи о своих увлечениях и хобби. Может быть, что-то у тебя свой всю жизнь, там какое-то есть, которое ты периодически возвращаешься, я не знаю, интересное хобби, а может быть увлечение последних 2-5 лет, я не знаю, или 2 месяца назад что-то для себя открыл. Но тем не менее, что-то постоянное все-таки, не единократное для начала.
Николаев- Ну да, ну хорошо, можно, наверное, назвать
Это с аспирантуры меня как раз Кривобок познакомил со своим товарищем, который ходит в походы. И вот я с тех пор регулярно хожу в водные походы в Карелию. Ну каждый год.
— Со сплавом?
Николаев- Да, на байдарках.
-Как там тихо? Тихие туристические сплавы в Карелии, в плане порогов?
Николаев- Значит, пока не было детей, сплавы были средней, третьей, наверное, категорией сложностей.
— Я их не знаю, но это значит в каске?
Николаев- Ну, короче, с порогами. Не Кавказ, тогда…
Совсем там нет, да? Не так серьезно, но с порогами.
С появлением детей формат походов сменился. Категория снизилась до первой, второй. Да. Ну, можно, наверное, ещё, как-то, не знаю, если это влезет, можно написать про…
-Да, конечно, влезет.
Николаев- Да, значит, с детства, значит, периодически возвращаюсь к игре в настольный теннис. Вот где-то, получается, я и в детстве ходил на секцию настольного тенниса.
-А, то есть настолько, не то, что это было каким-то развлечением, а ты занимался…
Николаев-И вот потом я это всё бросил, значит, и вот… где-то пару лет назад заново начал играть настольный теннис. Очень сильно просел уровень.
Поначалу я по столу не попадал. не знаю, 15 лет перерыва.
-Вот я напомню, ты когда занимался?
Николаев-Ну в детстве это в школе еще где-то.
— До университета?
Николаев- До университета. Начальная и средняя школы.
-Так, и как давно ты начал? Ну возобновил?
Николаев- Пару лет назад.
— Пару лет назад. Сначала ты думаешь, что все плохо, да? Так, и ну через сколько времени, я не знаю, как это часто, немножко не то, что, может быть, ты на прежний уровень вышел, но по столу начал попадать, так скажем.
Николаев- На самом деле, практически, не знаю, может быть, через пару месяцев уже стало более-менее прилично уже стало получаться. Ну, наверное, все.
— А вот давай еще раз, если про, как ты сказал, водные путешествия, да ведь там байдарочные, Карелия преимущественно или ты где-то еще бывал, какие-то места интересные?
Николаев- Мы еще ходили на Урал. Обычно мы всегда ходим в Карелию, но еще мы ходили на Урал под Пермью. Речку сейчас чуть не вспомню. Чусовая, может быть. Интересно, могу посмотреть название.
— Раз запомнил, и ты говоришь, значит интересно.
Николаев- Но там….Отличается природа.
Природа заметно отличается. Но в плане именно получения удовольствия от похода, что-то вся компания решила, что в Карелии лучше и вернулись к карельским вариантам.
-А большой состав у вас примерно сколько вообще?
Николаев-Сейчас? стандартный состав этих походов, туда обычно ходит, более-менее как-то стабильный коллектив, это 15 человек. Около 15 человек.
-Понятно.
Николаев -Что еще? Какой вопрос? А, сколько?
-Нет, вопрос мы сейчас про клубы и увлечения говорим.
-Меня просто позвали в первый раз, по увлечениям в своей прошлой жизни Штурман мой ,тоже позвал, неожиданно, на следующий выходной. Ну, там совсем, говорит, так для пенсионеров тоже. А он, оказывается, уже много лет тоже на байдарках в Тверь, где-то там, регулярно. Я говорю, не знаю, посмотрим. Ну тоже так, не с шлема, просто развлекуха. На выходные, по сути, там с пятницы до вечера в воскресенье. —
Николаев- Обычно здесь, конечно, центральная Россия. Пороги-то надо поискать еще, если где-то… —
-Ну да, нет, наоборот. Ну там же все старые, ты же сколько мне лет тоже, понимаешь. Поэтому вот так, да.
-Какую-нибудь, может быть, новую активность ты в последнее время открыл для себя, а не в качестве хобби, а что-то попробовал.
Активностью может быть что угодно, не только экстрим, естественно, ты понимаешь. Кто-то в настольные игры там так вообще начинает…
Николаев-Нет, ну настольные игры-то тоже я увлекаюсь.
-Какими?
Николаев- Ну, еще там с детства мне нравились настольные игры, я обычно играл с братом. Ну, как-то вот внутри семьи.
А потом, когда появилась уже своя семья, значит, жена, дети, то я вот с ними в основном играю, потому что так проще себе компанию найти, чем с какими-то внешними знакомыми.
-А во что ты с детьми играешь?
Николаев-Ну, разные игры, значит, из, ну, не знаю, названия называть там.
Такиноко, лаборатория, такие настольные игры. Они более сложные, чем просто какая-то монополия. Ходилки какие-то. Но вот в основном сейчас с детьми играю. -Нравится?
Николаев- Да. Ну, детям не всегда нравится, потому что иногда сложно слишком.
-Ну да.
Николаев-Но потихоньку…
-Начал что-то говорить, я тебя как будто перебил про новую активность, что-то попробовал или нет.
Николаев -Да нет, кроме того, что я рассказал, наверное, ничего.
— А вот смотри, про свободное время и про отдых есть такой неличный вопрос. Как ты время проводишь свое? Это не про спорт, это не про хобби, потому что там это же целая история, наверное, в Карелию поехать. На сколько
вы там ездите, кстати, тоже вопрос. Примерно, в среднем. Это там три дня? Недели, полторы?
Николаев.-Полторы где-то недели.
-Ну вот полторы недели это все-таки не отдых после сложного какого- нибудь месяца или недели даже на работе. Как? Ты предпочитаешь или как бы хотел, я не знаю, мысли на твой взгляд. Именно вот, ну, как я уже сказал, отдых и свободное время все-таки не про хобби эта история. Хобби может быть.
Николаев-Это на самом деле проблема, когда постоянно на работе, занимаешься работой очень много, то вся деятельность, которая связана с отдыхом, она как-то превращается в какие-то семейные дела.
И в этом смысле обычный отдых от работы, наверное, это вот просто…
-Домашние дела.
Николаев-Какие-то домашние дела, значит, с семьёй, с детьми. Значит, можно с ними тоже, там, или в какие-то настольные игры поиграть, там, или, ну, шахматы, не знаю, ну, если не, значит, там, порисовать, ещё что-то поделать. В этом смысле отдых.
Я его просто не знаю, мне кажется, не особо как-то можно… Потому что отдыха как такового без семьи и без… ну то есть вне работы и семьи непонятно, значит, что делать. Я даже это обсуждал тут с какими-то знакомыми, что вот семья, если там детей всех отправишь в школу, сам, самого там, не знаю, выходной. Получится как-то. Чем заняться? Непонятно. Вот. И это проблема.
-Но ты отдыхаешь с семьёй от работы? Ты отключаешься?
Николаев-Ну, видимо, да. Видимо, с семьёй всё-таки получается отдыхать от работы.
-Не, ну как ты её видишь? Подожди, ты же не сходишь с ума на выходных или когда у тебя праздничные дни, не думаешь о работе уже круглосуточно?
Николаев-Ну так правильно получается, что семья, дети, они позволяют всё это время достаточно сильно занять.
-То есть ты переключаешься или отключаешься, да?
Николаев- Ну да. То есть в этом плане семья… Семья позволяет переключаться, но когда там по каким-то причинам, ну допустим сейчас семья вот уехала в деревню, как теперь переключаться не очень понятно. Я в итоге вчера работал более-менее целый день.
-Вчера воскресенье было, да? Хорошо, а в прошлом году что ты делал летом? Когда своих на дачу отправил? Ты отдохнул или нет вообще? Или ты работал без них все время?
Николаев- Я в (дискриминзиум – не расслышала!)играл.
-Это компьютерная игрушка?
Николаев-Да.
— Играл все-таки. Хорошо, я понял. Спасибо тебе.
Николаев- Пожалуйста. Не знаю, что получилось?